Перад урачыстым унясеннем рэліквій крыві Благаслаўлёнага Яна Паўла ІІ у нашай парафіі распачаўся Трыдуум з Благаслаўлёным Янам Паўлам ІІ, падчас якога вернікі будуць разважаць над духоўнай спадчынай Вялікага Папы. Прапануем Вашай увазе тэксты духоўных практыкаванняў.

 

ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ С ИОАННОM ПАВЛОМ II

День первый

ПРИЗВАНИЕ

Уверен, что результат конклава 16 октября 1978 года стал неожиданностью не только для меня! Бог, направляющий события внешнего мира, одновременно является и Богом наших сердец, укрепляет их  и наполняет мудростью, давая нам силы пережить события, которые, по-человечески, кажутся нам невозможными, перерастают нас. Именно в этом и заключается тайна любого призвания. Быть призванным значит увидеть новую перспективу собственной жизни, отличающуюся от той, в которой мы существовали до сих пор. Удивительно и непостижимо, как Бог действует в жизни человека, как, наполняя внутренней силой, помогает ему на каждом отрезке его жизненного пути. Он готовит человека к тому, чтобы в определенный момент тот смог увидеть новую перспективу своей жизни, понять и принять эту перспективу, увидеть в происходящем волю Отца и принять ее с радостью, отказавшись от собственных представлений о том, какой должна быть его жизнь и не страшась собственного несовершенства.

Я думаю, что когда 16 октября 1978 года, в течение нескольких послеобеденных часов  мне дано было принять новый «проект» моей жизни и призвания, который Бог открыл мне через голосование конклава, принять его (это новый проект) я смог благодаря всем тем людям, которые «своими телесными страданиями дополняют страдания Христа», благодаря душам, глубоко преданным Богу и сокрытым глубоко в Его Мистическом Теле, и, в конце концов, благодаря всем – а было их так много! – кто поддерживал голосующих кардиналов неустанной молитвой. В тот день я особенно хорошо помнил о молитвах и духовных жертвах, которые возносили близкие мне люди.

Призвание как «план жизни» дает начало призванию как «воплощению плана». Я свято верю в то, что из этих источников мне будет дано черпать силы на пути исполнения Божьего замысла в моей жизни – т.е. выбора, сделанного мною однажды. «Сила совершенствуется в слабости».

Отплыви на глубину! Этот призыв Христа особенно актуален сегодня, когда довольно распространено отношение к жизни, способствующее тому, что, сталкиваясь с трудностями, человек бездействует. Первым шагом в «отплытии на глубину» должно стать углубление духа молитвы, подкрепленное ежедневным слушанием слова Божьего. Глубина христианской жизни измеряется глубиной молитвы.

В возрасте 10-12 лет я был министрантом в приходе, и, надо сказать, не слишком прилежным. Моя мама уже умерла… А отец, заметив мою нерадивость, однажды сказал мне: «Ты плохой министрант. Ты не молишься Святому Духу. Ты должен Ему молиться». И он показал мне какую-то молитву. Я ее не запомнил. Но для меня это был важный урок духа, самый глубокий и имеющий наиболее длительное влияние на мою жизнь из всех, которые я когда-либо получал. С какой убежденностью отец сказал это!!! Я до сих пор слышу его голос.

 

Задание

Хочешь, чтобы трудности, которые встречаются на твоем пути стали источником взращивания в себе постоянных и сильных качеств характера, которые станут частью твоей «натуры»? Люди часто замечают в тебе то, чего ты не хочешь видеть. Хочешь это увидеть? Хочешь услышать то, что тебе говорят другие? Подумай, кто в последний раз обращал твое внимание на какой-нибудь из твоих недостатков? Если сможешь, запиши хоть 10 таких замечаний!! Выбери из них 3, которые считаешь для себя самыми важными. Опираясь на них, подумай, как тебе работать над собой.

Весь духовный опыт молитвы и созерцания как будто определял мой дальнейший путь, направляя к священству, я опирался на него и, став священником, этот опыт сопровождает меня до сих пор. Этот путь, в некоторой степени с детства, но еще более – позже, когда я уже стал священником и епископом, многократно приводил меня к «дорожкам Девы Марии» Зебжидовской Кальварии – главному санктуарию Девы Марии в Краковской архиепархии. Я часто приезжал туда, чтобы в одиночестве побродить по этим «дорожкам», помолиться о Церкви, особенно – о делах Церкви в нелегкие времена коммунистической власти.

 

Задание

Многие люди, потерпев неудачу, ищут, кому бы пожаловаться, начинают пить, пытаясь утопить неудачу в спиртном, впадают в чревоугодие или с головой уходят «в телевизор», смотря все подряд. Однако, проблема, как бы ты от нее ни прятался, остается проблемой, твоя жизнь не идет вперед, ты не развиваешься. А потом удивляешься – почему я не меняюсь? Почему я все время попадаю в одни и те же ситуации? Почему вновь и вновь терплю поражения?

Но ведь так же, как Кароль Войтыла, ты можешь молиться о разрешении трудностей, размышлять о том, почему получается именно так, а не иначе. Остаться наедине с трудными вопросами бывает больно даже в молитве, однако эта боль может стать болью перерождения, болью созидания новой реальности, а не мучением.

Подумай о том, от чего ты страдаешь, подумай о своей боли, посмотри ей в глаза и предстань с ней перед Богом. Лучше всего, поразмышляй над тайнами Крестного пути. Запланируй личную молитву Крестного пути, например, когда будешь идти по улице, ехать в трамвае, или помолись в храме.

Размышления о тайне Христа, поклонение Пресвятым Дарам, стремление услышать Христа помогает сделать важный выбор, принять смелое, а иногда и, в прямом смысле слова, героическое решение. Иисус требователен, поскольку хочет, чтобы каждый из нас был по-настоящему счастлив. Некоторых Он призывает к посвященной Богу жизни, призывает оставить все и следовать за Ним. Пусть те, кто услышал это призвание, не боятся ответить Ему «Да» и с чистым сердцем следуют за Ним. Но, кроме жизни в священстве и монашестве, есть и другое призвание – это призвание каждого христианина к возрастанию в святости, которое проявляется в повседневной жизни каждого из нас.

У человека, который встретился со Христом и принял Его Евангелие, изменяется жизнь. У него рождается потребность поделиться с другими своим опытом веры.

 

Задание

Есть притча о яйце орла, которое подкинули курам. Орёл, выросший среди кур, думал, что и он курица, и, так же, как они,  клевал зерно. Представь себе, как трудно убедить такого орла, уподобившегося курице, что его призвание – летать в небесах. Возможно, именно это имел в виду Папа, когда говорил: «Иисус требователен, и потому хочет, чтобы мы были по-настоящему счастливы».

Перед занятиями или работой либо после них найди время, чтобы помолиться (если есть возможность, лучше всего – в храме или в часовне). Может быть, ты примешь какое-нибудь героическое решение?

Думаю, что в формировании моего призвания немалую роль сыграла салезианская община. У нас в приходе был совершенно особенный человек – Ян Тирановский. По образованию он был управленцем, но работал у своего отца, в ателье по пошиву одежды. Он говорил, что это сильно облегчает его духовную жизнь. Ян был человеком необычайно глубокой веры. Отцы-салезианцы, которые отважились в то нелегкое время заниматься пастырским попечением о молодежи, поручили ему вести кружок «Живого Розария» для молодежи. И Тирановский не просто организовывал молодежь для молитвы, но занимался по-настоящему глубокой духовной подготовки молодых людей, воспитанием духа глубокой веры. Именно у него я научился элементарным приемам работы над собой, таким же, каким впоследствии нас обучали и в семинарии. Тирановский, глубокая вера которого сформировалась под влиянием трудов св. Иоанн Креста и св. Терезы Авильской, впервые открыл для меня этих авторов и мир их необыкновенных размышлений.

Задание

У идола и авторитета много общего, но есть и различия.Общее состоит в том, что и идол и авторитет становятся примерами для подражания. Различие в том, что идол – всего лишь популярен, величие же авторитета не опирается на рейтинги популярности, но имеет ценность в себе. Авторитет – это всегда выдающаяся личность, даже если о нем никто не знает. Кто слышал о Яне Тирановском? А чего хочешь ты – быть популярным или быть личностью, обладающей глубиной человеческого достоинства? Есть ли люди, которые являются для тебя авторитетом? Ты знаешь достойных людей? Как часто ты проводишь с ними время? Берешь ли ты с них пример и стараешься ли поступать так же, как они? Запиши имена людей, которые являются для тебя авторитетом, лучше всего – тех, с которыми ты можешь встретиться и поговорить. Кто из них является для тебя примером?  Каким качеством, свойственным этому человеку, ты хотел бы обладать? А теперь найди практическое применение вновь обретенным знаниям.

Глубокая христианская жизнь требует находить время для молитвы, стремиться к тому, чтобы обогащать молитву и дела изучением Библии и богословия, к тому, чтобы жить со Христом, жить в благодати, участвуя в таинствах Примирения и Евхаристии. Только в этом случае Дух Святой станет для вас источником вдохновения и созерцания, которые, взаимопроникая и взаимодополняя друг друга, принесут обильные плоды в жизни каждого из вас.

Кароль Войтыла был очень набожным и никогда этого не скрывал и не стыдился. Как-то я встретил его на заводе. Был полдень. Колокола звонили «Ангел Господень». Он услышал колокольный звон, поставил ведра, перекрестился и начал молиться. Когда молитва закончилась, он взял ведра и спокойно пошел дальше. Он не смущался и не стыдился.

Он был очень набожный. В ночную смену, около полуночи, он вставал на колени прямо в цеху по очистке воды и молился. Я частенько подходил к нему и тихо, вполголоса, чтобы не мешать молитве, напоминал ему, что конденсат уже слишком крепкий. Через минуту он заканчивал молитву и возвращался к работе. Однако далеко не все рабочие относились с уважением к набожному человеку. Были и такие, которые во время молитвы бросали в него разные предметы, мешая молиться.

 

Задание

Картина предельно ясна. Нужно иметь в голове принципы, причем не только теоретические. В каждый наш день нужно внести порядок, установить, с чего он начинается, чем завершается, что будет в середине. Запланируй себе три молитвы в течение дня, три раза „Ангел Господень”: утром, в полдень и вечером. Речь не идет о демонстрации своей религиозности. Речь идет о твоей гармонии и о твоем дне.

Когда человек воспринимает жизнь как призвание, в нем все более возрастает  чувство внутренней свободы, в нем есть жажда будущего, и такому человеку не свойственно потребительскоe отношение к жизни, по сути своей скучное и банальное. Жизнь – это призвание!

Кароль Войтыла хорошо работал, все свои обязанности выполнял с  удовольствием, а в свободные минуты читал.

Я часто видел его в закутке шахты – каждый раз, когда я его там встречал, он стоял на коленях и что-то читал. Когда я выталкивал тележки, нагруженные содой, он моментально поднимался и помогал мне (…) Он читал книжки в этом закутке, всегда стоя на коленях.

 

Задание

Что-то знать и что-то пережить. Вроде бы «что-то» в этих двух случаях означает одно и то же. Жить «правильно» и быть мудрым человеком. Почти одно и то же, не так ли? Открытый разум, ясный ум, желание познавать мир, постоянная работа над собой. Уважение к знаниям. Наблюдая за жизнью молодых людей, задаю себе вопрос: к каким знаниям? Основным источником многих курсовых работ, дипломов, докладов являются отрывочные сведения из Интернета, а еще чаще встречается простое копирование уже готовых работ. Кто в наше время читает книги, старается получить «целостное знание»? У кого есть на это время? Запланируй на сегодня полчаса на чтение научной или духовной книги. Читай, стоя на коленях.

 

День второй

Самодисциплина

«Утренние налеты на Краков вызвали такой переполох среди служителей Кафедрального собора, что некому было прислуживать на Мессе. Подвернулся Кароль, который пришел из Дембников на Вавель, поскольку была первая пятница месяца, а он строго соблюдал установленное для себя правило в этот день исповедоваться и причаститься. Эта первая военная месса перед алтарем Распятого Христа надолго запечатлелась в памяти – среди воя сирен и грохота взрывов».

Это случайность или норма? Таким был Кароль. Бомбардировки никак не повлияли на его усердие. Когда другие боялись, он находился там, где необходимо. Это было так, потому что прежде он упражнялся, как солдат на полигоне.

«Таким образом, довольно быстро я стал полусиротой и «единственным сыном». Мои детские и юношеские годы связаны в первую очередь с личностью отца, духовная жизнь которого стала намного глубже после потери жены и старшего сына. Я присматривался к его жизни, видел, насколько он был требовательным к себе, как преклонял колени для молитвы. Это было самым главным в те годы, которые так важны в период созревания молодого человека».

«Если принять, что жизнь в «удачливой» семье является условием становления зрелой личности человека, то нужно сказать, что в жизни молодого Кароля это условие выполнено не было. Мать умерла в 1929 г., когда ему было всего 9 лет. Старший брат умер в 1932 г., когда Каролю было 12. Он так и не познакомился со своей сестрой, поскольку она умерла сразу после появления на свет. Так что детство и ранняя юность будущего Папы, судя по всему, были временем опустошенности, вызванной потерей близких людей. Вдобавок ко всему, когда Кароль был уже взрослым, но еще очень молодым человеком (ему был 21 год), умер его отец.

Стоит заметить, что последующие события той жизни раскрыли черты (самодисциплина, ответственность за последствия своего выбора, эмоциональное равновесие, чувство юмора), которые вовсе не указывают на такое детство. Если бы Кароль рос в полной семье, под заботливым взором обоих родителей, в дружеских отношениях с братьями и сестрами, биографы в один голос говорили бы: вот плод счастливого детства. Но каким чудом этот человек стал тем, кем является, несмотря на все удары, которые он получил на старте? В этом какая-то тайна».

 

Задание

Кто я? Часто мы сравниваем себя с другими, жалуясь в душе, что у них были лучшие условия, другие родители и т.д. Подойдет любой повод, лишь бы избавиться от ответственности за собственную жизнь. Атмосфера в доме Кароля во многом ему помогла, особенное влияние имел на него отец; однако видно, что он рассматривал свою судьбу как задание, а работу над собой как наилучший способ использовать шанс. Легко посчитать: даже если кто-то получил мало, но многократно увеличил это с помощью работы над собой, он наверняка достигнет чего-то большего, нежели тот, кто получил много, но только тратил впустую. Кто я? Я такой, какой есть (каким меня сделали другие), или я – «задание» для самого себя, т.е., работая над собой, становлюсь кем-то, кем хочу стать.

Отец, который умел быть требовательным к себе, в некотором смысле не имел необходимости быть требовательным к сыну: смотря на него, я научился, что нужно быть требовательным к самому себе и стараться выполнить свои обязанности».

«Семья Войтылы находилась в столь трудном материальном положении, что поручику пришлось вспомнить портняжное мастерство и вновь взять в руки иглу и нитки, чтобы чинить изношенный гардероб и перешивать свою военную форму в одежду для сына. Збигнев Силковский, один из ближайших друзей детства Войтылы, пишет, что поручик и ему перешил форму железнодорожника его отца, и добавляет: «Росли мы с Каролем очень быстро и то, что сегодня было в самый раз, через полгода становилось тесным и слишком коротким».

Но, несмотря на это, поручик мог также быть очень веселым. Еще один старый друг Папы вспоминает, что в первый дождливый день застал его в гостиной играющим с сыном в футбол. Кароль, будучи вратарем, защищал дверь, а отец забивал голы».

 

Задание

Проще всего воспитывать криком, это особенно необходимо, когда требуешь того, что сам не выполняешь. Много людей именно так «евангелизируют» других: поучают их, но не учатся на собственных ошибках. Кароль получил, возможно, самый важный жизненный урок от своего отца.  К тому же отец не только требовал и работал над собой; игра – это некий дар себя. Ведь требовать от себя легче, когда мы чувствуем, что нас ценят и поддерживают. Это действительно великое искусство – кропотливо и результативно работать над собой и нести в себе радость жизни.

Вспомни, кого недавно ты хотел поучать. Вспомни как минимум 3 замечания, которые ты, возможно, еще не успел высказать. Задумайся, работаешь ли ты сам над этим и можешь ли в этом развиваться. Этот метод – прекрасный и простой способ работать над собой. Ты всегда знаешь, что должен сделать…

 

«Будьте требовательны к себе!

Дорогие юные друзья! «Вы приняли духа усыновления» (Рим 8, 15). Не тратьте понапрасну этот замечательный дар! Будьте требовательны по отношению к окружающему миру, но прежде всего – к самим себе. Вы – дети Божьи! Гордитесь этим! Не становитесь посредственностями, не поддавайтесь диктату изменчивой моды, которая навязывает стиль жизни, не соответствующий христианским идеалам, не позволяйте иллюзиям мира потребления манить вас. Христос призывает вас к великим делам. Не подведите Его, иначе вы сами себя подведете».

«Он не любил долго копаться, бродить без дела – вспоминает пастыря-туриста один из участников сплава на байдарках «Санем». – Он был в очень хорошей физической форме. Если запланировал трассу, то проходил ее».

 

Задание

«Не любил копаться». Главный принцип правильного использования времени звучит так: не откладывай на потом то, что должен сделать! Чаще всего мы понимаем, что нужно что-то изменить в себе, и даже знаем, что именно – нам дают хорошие советы. И именно у самых хороших советов есть такая особенность: именно это нам менять и не хочется. Все вокруг это видят, говорят, призывают… В результате толстые остаются толстыми. Они сделали бы все, чтобы изменить свою ситуацию, лишь бы не менять себя и свои привычки. Уже и врач предупреждает, уже и анализы плохие (прошу прощения у тех, к кому это относится). А ведь нужно просто сделать это…

Вспомни, о чем чаще всего говорят тебе друзья; что ты должен в себе изменить? Почему ты это еще не изменил? Почему? Что ты можешь сейчас для этого сделать? Сделай это…

«После смерти матери и брата жизнь моего отца превратилась в непрекращающуюся молитву. Случалось, что я просыпался ночью и заставал его на коленях, так же, как я всегда видел его на коленях в приходском храме».

Иоанн Павел II] обычно начинал свой день с того, что простирался крестом в личной часовне. Наедине с Богом. (…) Он поставил пребывание со Христом во главу угла своих ежедневных занятий и служений. У него «была назначена с Ним встреча» каждый день. Поскольку он поместил молитву в самый центр своей жизни, ему удавалось справляться с самой насыщенной программой дня».

«Во время лыжных походов Войтыла всегда просил не разговаривать с ним в течение первых двух утренних часов – это время было отведено на размышления и созерцание. Разговаривать мы начинали позже, – вспоминает Хэннель [друг Папы, физик]».

 

Задание

Работа над собой требует перспективы. Нужно понимать, зачем я это делаю. Я где-то слышал, что у одной женщины мужа придавило автомобилем, когда он чинил подвеску. Жена услышала крик, прибежала и – хотя машина весила больше 2 тонн – подняла ее, спасая мужа. Откуда такая сила? Это риторический вопрос. Мотивация рождается, когда ты видишь цель. Больше всего мы способны сделать, когда кого-то любим. Часто люди ошибаются – хотят измениться, но не знают зачем. И быстро теряют мотивацию. Уставшая женщина после рабочего дня, скорее всего, не встанет ночью после двух часов сна… разве что плачет ее ребенок. Успешная работа над собой – это в первую очередь хорошая мотивация. Осознание – для кого ты хочешь это сделать, кому это нужно, какова цель, что хорошего произойдет…

Что Ты хочешь в себе изменить? Подумай! А теперь подумай, почему, какова причина. Представь это себе. Так, чтобы это стояло перед твоими глазами. Ты веришь в это? Что ты видишь?

«- Моей матери уже не было в живых… Отец, заметив у меня отсутствие дисциплины,  однажды сказал:

“Кароль, ты не усердный министрант. Ты недостаточно молишься Святому Духу!” И предложил мне молитву.

– Ваше Святейшество, Вы не забыли ее?

– Я ее не забыл. Это был самый важный духовный урок, прочнее и сильнее всего, что я мог бы вынести из моих лекций или поучений. С каким убеждением он мне говорил это!

Даже сегодня я слышу его голос. Результатом этого урока стала энциклика о Святом Духе».

«Семья Войтылы вела размеренный образ жизнь. Утром мальчик шел в школу, позже был обед в кафе Банасия, потом – два часа свободного времени (футбол, бег, а в дождливые дни – настольный теннис в доме рядом с храмом), выполнение домашнего задания, ужин и прогулки с отцом. Они оба любили пешие прогулки и бóльшую часть праздничных дней  (после Мессы) бродили по окрестностям Вадовиц».

Задание

Этот текст (связанный с молитвой Духу Святому) уже упоминался во время этих реколлекций. Я слышал рассказ кардинала Станислава Дзивиша о последних часах жизни Иоанна Павла II. В тот день Папа отслужил Мессу утром и вечером, буквально перед самой смертью; участвовал в молитве Литургии часов, а также в чтениях  в канун торжества Божьего Милосердия. И он произнес “свои молитвы”, в том числе молитву Святому Духу, которой научил его отец…

 

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

УЧЕБА

Учеба по своей сути – добро, так как является процессом познавания мира, который также является добром, – мира, сотворенного Богом, на который Он смотрит с удовлетворением, как читаем в Книге Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Я очень люблю первую главу Книги Бытия. Первородный грех совсем не уничтожил этого первозданного добра. Познавание людьми мира – это форма участия в знании Творца. Таким образом, оно является первой ступенью уподобления человека Богу, актом уважения к Нему. Ибо все наши открытия – это дань Первозданной Истине.

Учеба в университете дает вам возможность открыть неизмеримое богатство человеческого знания, небывалое разнообразие творений – от наименьшего до самого огромного, великолепие космоса, чудеса природы. Научитесь также благодарить Творца жизни. Отыщите эту органическую и основополагающую связь, которая всегда была основой самых великих цивилизаций.

Все можно выразить в трех словах: молитва, жертва, учеба. Молитва – это душа каждого усилия, стремления к совершенству; жертва – его позвоночник, а учеба помогает  подготовиться к жизни и объяснять вашу веру тем, кто вас о ней спросит.

В начальной школе Кароль учился очень хорошо. Несмотря на то что в те времена учеников оценивали очень строго и многих оставляли на второй год, его оценки на окончание года были достаточно «однообразны»: все «отлично». Из 83 выставленных ему оценок с первого по четвертый классы 78 «пятерок» и только 5 «четверок» – три из них в первом полугодии 1-го класса (по поведению, польскому языку и математике), по одной – в первом полугодии 2-го класса (труд) и 3-го класса (изобразительное искусство).

С 1930 по 1938 год Кароль Войтыла обучался в восьмилетней гимназии неоклассического направления им. Мартина Вадовиты. И здесь также он был примерным во всех отношениях учеником. Из 145 оценок, внесенных в «журналы» за годы 1931/32 – 1938/39, 141 оценка (то есть 97%!) «отлично» и только 4 «хорошо» (по польскому и латинскому языкам в первом полугодии 4-го класса, по истории и физике в первом полугодии 8-го класса) и ни одной оценки «удовлетворительно». Удивительная закономерность! Дважды рядом с оценкой в журнале была произведена запись «с особой прилежностью и увлеченностью» – в 3-м классе по польскому языку и в 4-м – по религии.

Задание

Молитва, жертва, учеба. Совсем неактуальные советы. Ну, разве что учеба, это еще понятно – нужно для карьеры. Необязательно для того, чтобы знать, но нужно для того, чтобы зарабатывать. Или чтобы получать хорошие оценки, стипендию, путешествовать… Молитва нынче считается чем-то скучным (что тут говорить о душе – движущей силе молитвы). Жертва? Зачем? Каждый сам за себя. Учеба – выборочный процесс получения знаний (самый легкий путь получение информации – скачать из Интернета). А чтобы понимать мир? Понимать людей? Мудро выбирать?

В этом комментарии, возможно, слишком много сарказма. Но в целом речь идет о том, что решение о построении прочного фундамента своей жизни – это не то же самое, что решение хорошо устроиться в жизни.

Какова твоя парадигма, то есть список главных жизненных принципов? Подумай!

«Читая и изучая, я всегда старался гармонично соединять те знания, которые относятся к вере, к мысли и к сердцу. Это не отдельные сферы. Каждая пронизывает и одухотворяяет другую».

«Быть христианами в наше время означает быть творцами связей между Церковью и обществом. Ради этого мы с открытой душой предлагаем нашим братьям взаимопонимание, готовность к сотрудничеству через щедрый обмен культурными и духовными ценностями».

В течение всего времени обучения в средней школе Кароль Войтыла был очень активен в разных сферах школьной жизни. Поэтому в «Отчетах дирекции гимназии в Вадовицах» за годы 1930-1936,  и в сохранившихся до наших дней протоколах учительского совета за годы 1934-39 его фамилия появляется чаще других учеников. Он участвовал в школьном самоуправлении, избирался старостой класса (во 2-м и 3-м классах), декламировал, выступал, читал рефераты и отчеты на уроках, в кружках по интересам и на торжественных школьных собраниях, принадлежал к группе абстинентов*, входил в марианское объединение, в которое вступил в 1935 г. и которое возглавлял в 1936-1938 гг.

 

Задание

Ты только учись – это один из худших советов, которые могут дать родители. Взять, к примеру, тех студентов медицины, которые, желая быть хорошими врачами, очень много учатся, но забывают о развитии своих человеческих качеств: умения дружить, жертвовать своими интересами и просто находиться с другими людьми. В итоге они относятся к своим пациентам – для помощи которым, собственно, и учились – функционально, по сути, так же, как и к себе. То же самое относится к обладателям различных «дипломов», которые много знают, но мало умеют. Как мы видим, Кароль не экономил своих сил. Ведь, находясь с другими, помогая другим, человек тоже развивается, а знания находят истинное применение. Иными словами – только учиться и работать, не имея времени на помощь и доброту – это какое-то внутреннее самоубийство.

Подели свое время – 24 часа, а также 7 дней – на части: отдых, молитва, работа/учеба, друзья, добровольная помощь. Сколько процентов остается на добровольную помощь и работу? Это возможно?

«Знаете, что Иисус, перед тем как стать «публичным человеком», скрылся в пустыне на 40 дней, чтобы молиться. Поэтому, дорогие молодые люди, старайтесь и вы организовать немного тишины в свой жизни, чтобы иметь возможность думать, медитировать, молиться более старательно, с большей уверенностью принимать решения. Сложно сегодня создать себе «территорию пустыни и тишины», так как нас постоянно увлекают дела, шум событий, СМИ. Из-за этого всего наш внутренний покой находится под угрозой, а возвышенные мысли, характеризующие человеческую сущность, встречают преграды… Сложно создавать себе такую «территорию», но это возможно и важно».

«Мы сидели за одной партой в течение нескольких школьных лет и вместе делали домашние задания, всегда дома у Кароля – на кухне, вход в которую располагался на внутреннем балконе 1-го этажа. (…) Эта совместная работа лично мне давала много. Кароль был очень основательным и систематичным в учебе, и это, в некотором смысле, передавалось и мне, хотя я должен честно признаться, что мне в этом отношении до него было очень далеко. Конечно, мы делали все уроки на завтра – и самые важные, и не очень – и всегда повторяли материал последнего урока. (…) После повторения каждого предмета Кароль выходил в соседнюю комнату на несколько минут. Как-то раз двери были прикрыты не плотно, и я увидел, как он молится, стоя на коленях…»

 

Задание

Когда-то религия была основополагающей сферой жизни, а храм был самым высоким зданием в городе. Сегодня над церквями возвышаются банки, гостиницы, жилые дома… Теперь считается, что если человек среди других аспектов жизни помнит о вере и о Церкви, то это уже хорошо. Сейчас иду на работу, потом обедаю, потом иду в храм… Кароль жил еще во времена прежней традиции. Вера – основа всего. А как с этим у тебя? Подели сегодняшний день на части и свяжи их между собой молитвой.

«Вера и разум  – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины, ибо Сам Бог вложил в умы людей стремление к познанию истины, а также к познанию Его Самого, чтобы люди, познавая и любя Его, смогли найти полноту истины о самих себе».

Мои друзья считали его очень душевным человеком. Очень его любили и относились к нему как к какому-то особому знаку благополучия. Однажды кто-то из знакомых сказал: «О, сегодня у меня будет хороший день – только что видел Каролька». Мне бы и в голову не пришла такая фамильярность (как мне казалось), но мои друзья были попроще. Когда-то они увидели, каким образом о. Кароль, преподаватель университета, коротал время в ожидании поезда в Краков. Он внимательно огляделся по сторонам, увидел в зале ожидания свободное место около стены, направился туда, вытащил из своего большого портфеля очень старенький спальный мешок, залез в него и, положив портфель под голову, преспокойно заснул. Он был действительно неприхотлив.

Задание

Не одежда красит человека, но то, что у него внутри… Как мы относимся к людям? В конце концов, все сводится к тому, насколько кто-либо приятен в общении. Иначе говоря – есть ли в этом человеке что-то хорошее для меня, чувствую ли я себя лучше благодаря ему. Конечно, приятные чувства тоже бывают разными. К примеру, приятен может быть кто-то, умеющий рассказывать хорошие анекдоты. Но скорее всего этого будет недостаточно, чтобы ему доверить что-то сокровенное или установить с ним прочные дружеские отношения. Есть ли в тебе что-то такое – подобное этим крыльям веры и разума, – с помощью чего ты и сам можешь лететь, и помогаешь воспарить другим? Что бы это могло быть?..

Аўтар: Адміністратар