Прапануем увазе наведвальнікаў нашага сайта матэрыялы для падрыхтоўкі да дэканальнага конкурсу ведаў “Сучасныя місіянеры — героі евангелізацыі”.

МАТЭРЫЯЛЫ ДА КОНКУРСУ ВЕДАЎ ПРА ХРЫСЦІЯНСКІЯ МІСІІ

Хриианская миссия (от лат. missio— посылка, поручение) — одна из форм деятельности Церкви и религиозных организаций, имеющая целью обращение в христианство неверующих или представителей иных религий. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории).

Основная задача христианского миссионерского движения — основание новых церквей. Такая же задача стояла и перед апостолами Иисуса Христа. Церковь воспринимается не просто как здание. Церковь в более широком смысле — это совокупность последователей Христа. Многие церкви начинались с обычных встреч в домах, и только потом собирались пожертвования на строительство здания для церкви.

Процесс созидания церквей межкультурными миссионерами подразумевает под собой формирование самоуправляющихся, само поддерживающихся групп верующих. Межкультурные миссионеры — это люди, которые принимают на себя обязанности по евангелизации людей других культур, основываясь на Великом поручении Христа. Игнорируя собственные убеждения, межкультурные миссионеры пытаются понять и общаться с людьми другой культуры и религии.

В дополнение к этому, многие миссионеры способствуют экономическому развитию, повышению уровня грамотности и здравоохранения, образованию, основанию приютов для людей, веря, что такими поступками они восхваляют Бога. Христианские доктрины позволяют помогать людям, не требуя от них смены веры.

История христианских миссий

Согласно документам Комитета Лозанны по мировому обращению в христианство, библейское основание для христианских миссий впервые излагается в Книге Бытия 12:1-3, в которой благословляется родоначальник народов Авраам и через него благословляются его последователи и все люди мира.

В этом представлении первая (еврейская) миссия состояла в выделении благословлённого самим Богом человека, проповедующего Его учение другим людям. Это представление подтверждается во многих священных писаниях Ветхого Завета (например, Быт. 19:4-6, и Псалом 67), так же как и в описании устройства первого храма (его внешний двор был предназначен для язычников).

Одним из первых христианских миссионеров был апостол Павел («апостол язычников» (Рим. 11:13)). Он создал интерпретацию евангелия для греческой и римской культур, позволяя выйти за пределы еврейского контекста.

В раннюю христианскую эру большинство миссий осуществлялось монахами. Монастыри следовали указанию Христа и поддерживали миссии, библиотеки и проводили исследования с целью уменьшения страдания человечества, таким образом возвышая Бога. Например, сторонники несторианства обратили в христианскую веру большую часть Северной Африки. Цистерцианцы обратили в веру большую часть северной Европы, заодно они разработали большинство европейских классических методов ведения сельского хозяйства.

В 16-м столетии обращение в веру Азии было тесно связано с португальской колониальной политикой. Властью римского понтифика задача по распространению христианства в Азии была возложена на португальцев, которым было дано право завоевывать эти территории. Торговля Португалии с Азией приносила большой доход, поэтому с приходом иезуитов в Индию, где-то в 1540 году, правительство колонии в Гоа финансировало христианские миссии. Позднее, иезуиты посылались в Китай и другие страны Азии. С ослаблением власти Португалии росло влияние христианских организаций и колониальных властей.

После Реформации в течение почти ста лет протестантские церкви почти не занимались миссионерством из-за борьбы с Римской католической церковью. Однако, по прошествии века протестантские церкви возобновили свою деятельность по прославлению Бога среди неверующих. Среди известных миссионеров в Северной Америке был Джонатан Эдвардс, проповедник Великого пробуждения, который отказался от мирской жизни и стал миссионером для коренных американцев, защищая их от культурного империализма.

Европейская культура насаждалась другим народам, и между христианами и другими культурами часто возникала проблема культурной пропасти, которую было сложно преодолеть. Одним из решений этой проблемы было создание т. н. «молельных городов» для местных христиан. Подобные города создавались миссионерами на Гавайях. Во время испанской колонизации Америки, католические миссионеры изучали языки америндов и разрабатывали письменность для них с целью проповедования на этих языках вместо испанского. В крайних случаях применялась стратегия иезуитских редукций, например, для народов Гуарани, когда была образована полунезависимая резервация иезуитов.

Около 1792 года бедный баптист сапожник Уильям Кэри, вдохновленный историями о путешествии Джеймса Кука в Полинезию, написал брошюру «Исследование вопроса использования христианами средств для обращения язычников в христианство». В своей работе Уильям Кэри привел подробную географическую и этнологическую информацию о людях, которые никогда не слышали о Евангелии. Эта работа положила начало для стремительного формирования движения миссионерства. Многие люди по примеру Уильяма Кэри отправлялись с миссионерской задачей в разные приморские города.

Томаса Коука, первого епископа американских методистов, называют основателем методистских миссий. После пребывания в методистской церкви он со своим коллегой епископом Фрэнсисом Асбери, занялся миссионерской работой. Когда Т.Коук жил в Америке, он энергично боролся за поддержку христианских миссий и вдохновлял миссионеров. Томас Коук умер во время своей миссии в Индию.

Проповедь миссионеров в Китае

Следующая волна миссий, которая поднялась в начале 1850-х, была направлена скорее на внутренние территории стран, нежели на их приморские области. Хадсон Тейлор организовал известную миссию в Китай. Позже ему помогал в этом Генри Граттан Гиннес.

Эту волну миссий часто называют «миссиями веры». Тэйлор вел привычный для местных жителей образ жизни, носил китайскую одежду, говорил по-китайски дома и, тем самым, оскорблял многих миссионеров той эпохи. Его книги, разговоры и поведение привели к организации многочисленных миссий, подвигли к образованию студенческого движения волонтеров. В период с 1850 года по 1950 было отправлено около 10000 миссионеров из этой организации. Все они сильно рисковали, так как была высокая вероятность подхватить местную тропическую болезнь, и около 80 % из них не прожили на месте и двух лет.

В 1910 году в Шотландии состоялась Эдинбургская Миссионерская Конференция под председательством активиста студенческого волонтерского движения (будущего Нобелевского лауреата) Джона Мотта, где рассматривались проблемы обращения людей в веру, перевода Библии на другие языки, поддержки церкви и подготовки миссионеров. На конференции разрабатывались стратегии обращения людей в христианство по всему миру. Эта конференция положила начало вселенского сотрудничества в миссионерстве, помимо этого, она явилась толчком для основания современного вселенского движения.

Приблизительно в 1935 г. Уильям Таунсенд и Дональд Макгавран инициировали новую волну миссионерства. Они поняли, что, хотя их предшественники побывали с миссиями практически во всех географических областях планеты, оставались многочисленные этнографические группы, изолированные от других групп (по языку и культуре), которых уже посетили миссионеры. Таунсенд организовал компанию по переводу Библии на родные языки этих групп. Макгавран же сконцентрировался на ликвидации культурных барьеров между группами. В Индии, например, Макгавран обнаружил около 4600 человек, которые говорили на разных диалектах, с разной культурой, занимающих разные положения в обществе. Несмотря на проводимые демократические реформы, кастовые и классовые различия крепко осели в культурных представлениях многих людей.

Другая очень полезная стратегия миссионерства заключается в привлечении местных жителей для обращения других людей в веру. Большинство современных миссионеров и миссионерских обществ отказались от навязывания своей культуры народам. Вместо этого они сосредотачиваются на распространении Евангелия и переводах Библии на другие языки. Иногда миссионеры необходимы для сохранения культуры народов, среди которых они живут.

Часто для нахождения общего языка с местными жителями миссионеры делают все возможное, чтобы повысить благосостояние народа, улучшить медицинское обслуживание, ликвидировать неграмотность. Миссионерами были открыты тысячи школ, приютов и больниц.

Исторически под словом «миссия» часто понимают здание, «станцию миссии», где живут и работают миссионеры. Эти станции часто являются центром поселения беженцев или кочевников.

Цель христианских миссионеров состоит в доступном объяснении своих верований с надеждой, что люди примут христианство.

Современные миссионерские доктрины обращения в христианство теперь сосредотачиваются на том, чтобы сеять христианские воззрения в уже сформировавшихся группах местных жителей, не навязывая им другую чужеродную культуру.

Современные методы миссии достаточно хорошо проработаны, что позволяет в течение десяти — пятнадцати лет большинству местных церквей стать независимыми, заниматься преподаванием и проповедованием христианства среди местного населения. Процесс приобретения независимости может происходить существенно быстрее, если уже существует перевод Библии на нужный язык.

Главная идея доктрины заключается в привлечении культурных групп к принятию христианства, когда решения принимается всей группой. Таким образом, лидеры групп могут побудить людей к принятию Иисуса Христа, как своего личного Спасителя. Вкупе с подготовкой людей к основанию церквей и другим современным доктринам это дает быстрый, самопроизвольный результат — многие люди приходят к христианству.

Сегодня обычная миссия — это совместное объединение многих различных христианских организаций, часто включающих несколько координирующих центров с разными источниками финансирования. Один из удачных примеров организации миссии может выглядеть так:

Миссионерская группа по радиовещанию принимает на работу, обучает людей и ведет радиопередачи на наиболее широко распространенном диалекте местного языка. Содержание радиопередачи специально адаптировано под конкретную культуру. Христианское Евангелие должно казаться естественной частью этой культуры. Радиопередачи часто включают такие элементы как новости, музыку, развлекательные и образовательные программы, так и информацию непосредственно о христианстве.

В радиопередачах могут рекламироваться недорогие радио и литературные курсы с заочным обучением основам христианства по низким ценам. Литературная функция является ключевой, и не зависит от организации, осуществляющей радиовещание. Современные литературные миссии осуществляют рассылку своих материалов через Интернет, где это возможно (как в Западной Европе и Японии).

Когда человек или группа людей заканчивают заочный курс, им предлагают связаться с миссионерской группой, и если это возможно, то и с людьми из соответствующей культурной группы. Миссия по пропаганде создания церквей обычно не зависит как от литературной миссии, так и от радиовещательной миссии. От миссионеров требуется знание языка на уровне разговорного и знание современных приемов основания церквей.

Затем миссионер пытается привести группу к основанию церкви. Церкви, основанные этими группами, обычно объединяют группу людей, которые собираются вместе. Цель состоит в создании небольшого объединения верующих, которое способствует необходимому развитию их характера и духовному росту. Строительство здания церкви не происходит до тех пор, пока численность группы не вырастет настолько, что будет гарантирован сбор необходимых средств на строительство. Наиболее важно научить людей методам основания церкви (встречи для изучения Библии, совместные вероисповедания) и возможностям стать христианином.

Создаются новые поколения церквей, их число начинает увеличиваться в геометрической прогрессии. Дочерние церкви обычно создаются только по прошествии нескольких месяцев после создания основной церкви. В наиболее быстро растущих христианских движениях пасторальное образование поставлено на конвейер. Таким образом, не тратится много времени на подготовку новых пасторов.

Следующая задача, связанная с миссионерством — перевод Библии на другие языки. Вышеупомянутая литература должна быть переведена на все местные диалекты. Миссионеры активно экспериментируют с передовыми лингвистическими методами для ускорения перевода и соблюдения грамотности. Перевод Библии не только ускоряет рост церкви, способствуя самообучению, но также убеждает людей в том, что информация о христианстве становится неотъемлемой частью их культуры и литературы. Некоторые миссионерские организации используют современные методы записи звука, чтобы привлечь к вере людей, не умеющих читать.

Кангрэгацыя Дачок Беззаганнай Марыі

Кангрэгацыя Дачок Беззаганнай Марыі была заснавана благаслаўлёным Ганаратам Казмінскім, капуцынам, у 1891 годзе. Адной з галоўных прычынаў узнікнення кангрэгацыі была ўдзячнасць Богу за абвяшчэнне догмату аб Беззаганным Зачацці Найсвяцейшай Панны Марыі. Благаслаўлёны Ганарат напісаў у першай канстытуцыі кангрэгацыі: «Дочкі Беззаганнай Марыі павінны наследаваць сваю Найсвяцейшую Маці і ісці ўслед за Езусам, далучаючыся да справы збаўлення свету».

Благаслаўлёны Ганарат Казмінскі ўмеў прачытваць знакі свайго часу. У 1864 годзе, калі царскія ўлады пачалі пераследаваць законы, айцец Ганарат вельмі цяжка перажываў гэта. Ён паказаў моладзі новыя шляхі служэння Богу ў скрытых ад свету кангрэгацыях. Ён заснаваў 26 такіх кангрэгацый, з якіх у наш час існуе і развіваецца 17. Ён не толькі ствараў супольнасці, але праз адпаведна падрыхтаваных людзей сам кіраваў імі. Справа, якую Бог здзейсніў праз жыццё і місію айца Ганарата, перажыла пераслед і працягвае сваё існаванне. Касцёл, прызнаючы заслугі айца заснавальніка, у 1988 г. абвясціў яго благаслаўлёным.

Пабожнасць айца Ганарата была напоўненая Эўхарыстыяй. Сапраўдная прысутнасць Цела Хрыста ў постаці хлеба, які захоўваецца ў табэрнакулюме, вызначала яго жыццё і акрэслівала яго бачанне Бога, свету і людзей. Вялікае багацце ў азначэнні Эўхарыстыі мы знаходзім у яго «Нататніку». Паразважаем над некаторымі цытатамі на гэтую тэму: «Эўхарыстыя — гэта цуд з цудаў, гэта жывы ўспамін усіх Таямніцаў святой веры, таму яна заслугоўвае найбольшага ўшанавання».

Эўхарыстыя была для айца Ганарата ўзнаўленнем тут і цяпер Ахвяры Крыжа. Таму ён настойліва заахвочваў да ўдзелу ў святой Імшы: «Многія ідуць у пілігрымкі ў розныя цудоўныя мясціны, але дзе ж ёсць больш цудоўнае месца, чым алтар у касцёле? (…) Хто ўдзельнічае ў святой Імшы, той як бы прайшоў усе пілігрымкі, нібы пабываў у Назарэце і ў Вячэрніку, і на Кальварыі, і на гары Аліўнай, і на гары Табор. Калі хто ўдзельнічае ў святой Імшы, гэта больш, чым калі б усё неба і ўвесь Касцёл за яго маліліся, бо тут сам Хрыстус моліцца — усімі сваімі ранамі, і Крывёю. Мы стаім перад скарбамі, але не хочам працягнуць рукі, каб браць іх як найбольш. Тут для нас няма апраўдання, бо ўсё гэта ад недахопу веры».

«Дык прыступайце ж як мага часцей да Стала Панскага. (…) Частая Святая Камунія з’яўляецца крыніцаю любові і запалу. (…) Святая Камунія напаўняе ўсялякай святасцю, бо гэта самы блізкі шлях да святасці (…) Прымай Святую Камунію і будзеш святы. Камунія ачысціць цябе. Камунія цябе ўмацуе. Святая Камунія абароніць цябе ад падзення. Святая Камунія абудзіць у сэрцы самыя святыя пачуцці. (…) Ён — Эўхарыстычны Хрыстус — багач, і ад Яго ўсе дары: малітва, пабожнасць, цярплівасць. Хочаш маліцца — прымай Святую Камунію; хочаш быць больш цярплівым — прымай Святую Камунію. (…) Ён кліча, чакае, а мы ў беднасці нашай паміраем».

Разам са святой Імшой і прыняццем Святой Камуніі асаблівую ўвагу благаслаўлёны надаваў адарацыі Найсвяцейшага Сакрамэнту. Ён сам паглыбляўся ў яе і заахвочваў да гэтага іншых. Гэтае набажэнства Ганарат Казмінскі лічыў самым важным сярод усіх набажэнстваў Касцёла.

У 1906 г. дочкі Марыі Беззаганнай прыбылі ў Полацк. Там яны апекаваліся дзіцячым прытулкам, школаю, швейным атэлье, дзе вучылі дзяўчат шыць. У

1921 г. сёстрыраспачаліпрацуўЛідзе, працавалітаксамаўіншыхмесцахнатэрыторыіБеларусі. ПасляДругойсусветнайвайныўсеасяродкі, якімікіравалісёстры, забраладзяржава, асёстры, выгнаныянавуліцу, былівымушанывыехацьуПольшчу. Частка сясцёр засталася, каб быць разам з народам і захоўваць каталіцкую веру. Яны засталіся, перажылі ўсе выпрабаванні і дачакаліся новых пакліканняў з беларускай і літоўскай зямлі.

Заснавальнік, ахвяруючы кангрэгацыю ў дзень яе заснавання Беззаганнай Марыі, абавязаў сясцёр асабіста прысвяціць сябе Хрысту праз Марыю. Гэта прысвячэнне цесна з’ядналася з перапрашэннем за грахі жыхароў гарадоў і ўсяго народа.

Для ажыццяўлення сваіх заданняў кангрэгацыя выкарыстоўвае розныя сродкі: дыдактычна-выхаваўчую дзейнасць у гарадскіх асяроддзях; дабрачынную працу для тых, каму патрэбная матэрыяльная або духоўная дапамога; удзел у парафіяльным душпастырстве; удзел у марыйных набажэнствах і сустрэчах, прысвечаных Маці Божай; распаўсюджванне рэлігійнай літаратуры, асабліва Марыйнай. Апостальскую дзейнасць сёстры яднаюць з кантэмпляцыяй, сузіраннем Бога. Яны рэалізуюць у жыцці словы благаслаўлёнага Ганарата: «Любоў да Бога і да бліжняга павінна стаць адным цэлым».

У Мядзельскім дэканаце дочкі Беззаганнай Марыі працуюць у Свіры.

Аўтар: Ірына Шнітоўская